Очерк о поездке в Башкирию. Август 2015 года.

Кратко о поездке в Башкирию.

Экспедиция была замечательная! Наша компания состояла из одного мужчины, четырех женщин,  семи пионеров (от 13 до 16 лет) и семи детей моложе 10 лет, четверо из которых младше 4 лет. Всего 19 человек. Мы сходили в два похода: пеший, к Стерлитамакскому шихану Тратау, с восхождением; и водный, по реке Белой. Пеший поход длился 3 дня, водный 6 дней. До, после и между походами мы жили в Стерлитамаке, в частном доме у замечательной гостеприимной семьи нашего клуба семейного туризма «Кайманчик».

DSC045343 августа. Первый день в Стерлитамаке. Мы приехали в 3:00 по Москве. А тут оказывается +2 часа, так непривычно. Часть из нас поселились в доме, остальные поставили палатки во дворе дома и все легли спать. Утром мы позавтракали вкусной рисовой кашей, и отправились гулять по городу. Город красивый — то как дачный посёлок, то как Москва с троллейбусами, соборами, мечетями, парками и ТРЦ. Нам очень понравилось! Потом мы пообедали и начали готовиться к пешему походу: фасовали продукты, собирали и проверяли снаряжение. Мы решили сместить наш план пребывания и на день раньше выйти в поход и на день дольше побыть в водном походе. Вечером пионеры сходили в кино. День прошёл замечательно!

Image000234 августа мы вышли в поход. Смещение времени немного усложняет раннее вставание, и мы вышли на маршрут натощак. Зато уже через 500 метров мы сделали привал на завтрак. Как же вкусно кушать хлопья с парным молоком из-под коровы, сидя в поле среди колосьев пшеницы! Немного пройдя, мы набрели на поле с подсолнухами. Семечки сладкие, цветы красивые. Потом мы опять пустились в путь. На следующем привале мы ходили искать пещеры. Причудливый карстовый рельеф создает вероятность нахождения здесь пещер. Нашли только провалы). Далее мы шли по полям и лесам под палящим солнцем. Нам встречались лошади и коровы. Image00029Уже к позднему обеду мы дошли до места установки нашего лагеря. Это частная территория около красивейшего карстового озера с островом посередине, у подножия шихана Тратау.

Стоит отметить, что все детки от 3 лет прошли весь путь сами, а это более 7 километров! Молодцы! Самому младшему нашему походнику еще нет и полутора лет!

Мы быстро поставили лагерь и приготовили суп. После обеда мы купались в озере и обустраивали лагерь. Отличный день!

Image000105 августа. Сегодня мы совершили великое восхождение на шихан Тратау. Но все по-порядку. С утра мы проснулись не рано, хотя солнце так пекло, что в палатках было невыносимо жарко. Малыши выскочили на травку и резвились на солнышке. Хорошо, что наша стоянка находится рядом с чудесным озером, о котором сложены красивые башкирские легенды. Вместо утреннего душа – купание в карстовом озере!

Плотно позавтракав, мы отправились в путь. Дорога наверх была достаточно крутая. Пионеры, конечно, ушли вперед веселой компанией. Малыши шли медленно, тащились, соскальзывая по крутым склонам. Но все поднялись совершенно самостоятельно, кроме самых младших Жени (1,5 года) и Сени (2 года), которые ехали на спинах у мам.

Какая же красота там! Виды очень завораживающие! Мы пропитались местом силы и съели по шоколадке. Пошел дождь, и мы прятались под плащами и накидками. Спуск был еще более сложным – очень крутым. Но все успешно спустились. Далее мы пошли к заброшенной женской тюрьме ГУЛАГа. Ребята вспоминали историю (википедия в помощь), осматривали развалины, кушали бутерброды. Было решено сделать просмотр фильма на тему концентрационных лагерей «Жизнь прекрасна» по возвращению в Стерлитамак. Потом мы вернулись в лагерь.

DSC_1556Купались, обедали. Когда стемнело, малыши легли спать, а пионеры пошли с фонарями на ночное восхождение на шихан. Это было классное приключение! Ребята вернулись поздно, но уложились в контрольное время. Они были довольные и уставшие.

6 августа. Мы решили рано не уходить в обратный путь и неспеша встали, позавтракали, искупались и собрали вещи.  Дорога обратно до села Карайганово показалась короче и легче. Даже малыши прошли легко весь путь. На поле с подсолнухами наелись семечек. Отличная у нас компания! Дети полюбили пионеров, а пионеры стойко терпят малышей).

Уже к обеду мы вернулись в Стерлитамак и пионеры сразу побежали на рынок и купили три огромных арбуза – уж очень хотелось пить после пешего похода. А еще оказалось, что сегодня премьера в кинотеатрах «Миссия невыполнима- 5». Пионеры не могли пропустить такое событие и отправились в кино. Пришли довольные! Оказывается, они еще и покушали в кафе. И откуда у них деньги? Причем дома их ждал ужин.

Но вместо ужина все пионеры мужского пола пошли париться в баню. Сплошные развлечения!

Малыши кушали мороженое, играли в нинзю. Спать легли рано – устали!

7 августа. Весь день готовились к водному походу по р. Белой. Закупали и упаковывали продукты. Взяли катамараны и спасательные жилеты напрокат, проверили их, поменяли насосы. Собрали ремнабор и обновили аптечку. Пионеры с радостью помогали во всем. Спать легли рано, т.к. учитывая смещение во времени выезжать предстояло очень рано.

Image000028 августа. В 8 утра по местному времени выехали на заказном автобусе в Миндигулово. Ехали более 5 часов. Но дорога была не сложная. Большую часть пути все спали, остальное время что-то жевали.

Приехали на место стапеля к обеду. Развели костер и сразу начали варить суп. Одновременно собирали и надували катамараны. Уже через 2 часа суда были на воде, а мы были сытыми! Привязав вещи веревками, мы начали сплав.

Всего у нас было три катамарана. На каждом кате были пассажирами дети, а взрослые и пионеры гребли. Мы шли рядом, иногда сцепляясь между собой. Очень красивые виды! Скалы! Пещеры!

Image00026На стоянку встали не поздно. Правда, стоянка была не удачная. Мы не сразу это поняли. На стоянке было много конского навоза и проселочная дорога проходила прямо через стоянку. Зато в остальном место было чудесное! Для обеспечения безопасности лагеря мы установили ночные дежурства.

9 августа. Позавтракав, мы вышли на воду.  Пройдя три часа, мы остановились на обед. К обеду набрали диких ягод и трав на чай. Некоторые малыши успели поспать, а пионеры искупаться. Двинулись дальше. Шли долго, против ветра, но решили найти хорошую стоянку и нашли ее! На левом берегу было шикарное место. Мы остановились на ночевку. Было уже поздно, и малыши устали, но все равно помогали разгружать катамараны и ставить лагерь. Стемнело быстро, но мы успели за 1,5 часа поставить лагерь и приготовить ужин еще до темноты. После еды малыши быстро уснули, а пионеры еще долго гуляли вдоль реки.

10 августа. Дежурные быстро приготовили завтрак, и мы вышли на воду. Решено было идти до д. Акбулатово. Уже к обеду мы были на замечательной  туристской стоянке у деревни рядом с пасекой. Сразу же познакомились с мужиками, работавшими в поле. Быстро приготовили обед и поставили палатки. И тут начался ливень! Взрослые и малыши попрятались в палатки, а пионеры ушли гулять на гору. Дождик кончился только к ужину. Спать легли поздно, все болтали у костра.

11 августа. Дневка. В первой половине дня мы ходили в пещеру Сказка. Скользкая глина, узкие ходы, острые камни  — восторг! Не все смогли справиться с клаустрофобией и проползти пещеру до конца, но самые смелые смогли! После обеда мы хотели пойти в поход, но пришел тракторист и предложил пионерам поработать в поле: собрать сено в стога. А оплатой было 2 литра меда. Пионеры с радостью согласились поработать.

Пока ребята собирали сено, девочки и мамы готовили вкуснейшие пончики на костре. Пончики готовить было не легче, чем работать на поле. Малыши собирали палочки для поддержания постоянной температуры кипения масла, а мамы, сменяя друг друга, пекли и пекли. В итоге пончиков получилось очень много – большой 12-литровый кан. Когда ребята вернулись с поля, все кушали пончики с заработанным медом!

Image0010112 августа. Собирались долго, на час дольше предполагаемого времени. На воду вышли не одновременно и договорились встретиться у Каповой пещеры. Но тут нас застал ливень!

Дождь стеной! Кто-то прятался в гроты на воде, другие сидели под тентом на катамаране. Но, дойдя до Каповой, дождик закончился. Выглянуло солнце, и пока мы ходили в музей пещер и в Каповую пещеру вся одежда высохла. Потом мы сходили в музей меда, попили чай с медом и пустились в дальнейший путь.

Ночевали на шикарной стоянке в березовой роще около Антониевой пещеры.

13 августа. Опять долго собирались, уж очень не хотелось  расставаться с р. Белой. Уже к обеду прибыли в Кутаново на антистапель. Приготовили суп и просуши снаряжение. В 15 часов выехали на заказном автобусе в Стерлитамак. Через 5 часов приехали. Нас очень тепло встречали Лилины родственники. Вкусно покормили: испеченный яблочный пирог, парное молоко, овощи с огорода, национальные пирожки с мясом и с рисом. Просто праздник живота!

14 августа. День в Стерлитамаке. Пионеры ходили в кино, гуляли, общались. Семьи ходили на рынок за медом и вечером посмотрели замечательный фильм «Жизнь прекрасна» навеянный посещением заброшенного лагеря ГУЛАГ еще в пешем походе к  шихану Тратау.

15 августа. С утра на микроавтобусе приехали на железнодорожный вокзал города Уфа. Сдав вещи в камеру хранения, мы отправились к памятнику Салавату Юлаеву. Красивое место, фонтан. В субботу тут было много свадеб. Мы любовались памятником и читали стихи Салавата, вспомнили его историю. Потом мы посетили национальные Башкирские юрты, узнали про историю, традиции и будущее Башкирии и Уфы.

0_126edd_271b03b4_origПерекусив, мы отправились в Национальный музей Башкирии. Какой же восторг вызвал у нас этот музей. Мы ходили по залам музея с экскурсоводом более 2 часов. Малыши тоже были в восторге: задавали вопросы и почти не устали. Мы узнали много нового о национальных традициях, природе, истории Башкирии! Ушли из музея уже после его официального закрытия. Все были очень голодные, и мы отправились в кафе. Поужинав, мы пошли в сторону железнодорожного вокзала по красивейшей улице Ленина. Было уже темно, и город горел огнями. По дороге, мы купили продукты в поезд.

До свидания, Башкирия!

Отчет «пионера» Ивановой Полины

Фотографии:

Подготовка и пеший поход до Шихана