Очерк о поездке в Беларусь. Май 2015 года.

Белоруссию не зря называют – «Легкие Европы», потому что воздух тут чистый даже в больших городах. Это самая дружелюбная и всегда открытая для россиян страна. В этой замечательной стране посчастливилось провести 10 майских дней группе семейного туризма «Кайманчик».

Нас было 20 человек: 10 взрослых и 10 детей. Причем дети были очень разновозрастные. Четверо ребятишек 3 лет, еще четверо ребят 5-6 лет и двое детей старше 9 лет. Из взрослых было 3 мужчин и 7 женщин.

Наша поездка проходила на личных автомобилях – всего 4 машины от 4 до 7 человек в машине.

Итак: наше путешествие началось 1 мая.

Мы условились встретиться в Смоленске в 12 часов дня потому, что не хотели попасть в традиционные майские подмосковные пробки. Для этого пришлось выехать из дома очень рано. Уже в 11:30 все были в условленном месте и мы, дружной колонной, двинулись к границе. Погода была пасмурная и дождливая, но как только мы пересекли границу, засветило солнце!

Несмотря на паникерские предупреждения «бывалых» путешественников, границы, как таковой — нет. У нас не проверили документы и даже не остановили наши машины. Проверяли только большегрузный транспорт. Мы вообще все ждали, когда начнется контроль , и вдруг увидели надпись: «Республика Беларусь» и поняли, что пересекли границу.

Одной из основных целей наших путешествий является изучение быта, традиций, нравов коренных народов, а так же личное знакомство и общение с хранителями традиций родной страны. Поэтому наш маршрут был спланирован не только по самым значимым культурным объектам Беларуси, а так же через деревенские агроусадьбы – места гостеприимства, свежих натуральных продуктов  и хорошего отношения к детям. Мы проживали в палатках и дети круглые сутки находились на свежем воздухе, но при этом в доступе цивилизованные туалеты, душ, электричество, беседки и другие преимущества цивилизации.

Первой нашей остановкой была агроусадьба «Аронова Слобода», которая находится в 10 км от Минска. Нас приняли очень радушно! Хозяева во всем старались нам угодить, восхищались такой веселой и шумной компанией. Наши дети залезли в песок и весело играли. Взрослые поставили палатки и приготовили ужин. Спать легли поздно, долго обсуждали около костра чистоту улиц и деревень, хорошие дороги, радушных людей.  Вообще в Беларуси все сделано с любовью!

2 мая.

Проснувшись рано и проконсультировавшись о дороге с хозяином усадьбы, мы отправились в Хатынь. Это очень сильное место. В нашем клубе действует программа «сам себе экскурсовод», так вот, про Хатынь нам рассказывали Вика и Герман.  Это одна из 186 деревень Белоруссии, которые были сожжены в годы ВОВ вместе в мирными жителями, среди которых в основном были дети. Огромный монумент, изображающий отца с мертвым сыном на руках, является центром этого памятного места. Много названий деревень и фамилий. Гонги, установленные в местах печных труб сожженных домов. Создается неизгладимое и тяжелое впечатление …

После этого мы поехали на «Линию Сталина». Это огромный музей под открытым небом, где представлена военная техника разных лет, окопы, бункеры, самолеты и многое другое. По всем машинам можно лазить и наши дети с огромным восторгом представляли себя пилотами самолетов, танкистами, партизанами. Некоторые даже смогли пострелять холостыми патронами из настоящего пулемета!

В усадьбу вернулись поздно и, поужинав, легли спать.

3 мая.

Пришло время прощаться с Ароновой Слободой и двигаться дальше. Но дети очень хотели покататься на возе с сеном, как в фильмах.  Хозяин усадьбы договорился с соседом, и тот, в 9 утра приехал катать детей на лошадке.  Радости ребятишек не было предела. Прогулка получилась долгая, более 40 минут. Некоторые ребята даже попробовали управлять лошадкой. Уже в 10 утра мы выехали.

Следующим объектом для посещения у нас был запланирован музейный комплекс старинных ремесел и технологий «Дудутки».

Нам, как всегда, очень повезло! Дело в том, что все экскурсии в «Дудудках» давно были зарезервированы, но нам нашелся отличный экскурсовод!  Замечательная девушка, имеющая маленького ребенка, была в восторге от нашей группы и рассказывала о ремеслах с особым энтузиазмом!

Первым делом мы отправились на мельницу.  Нам рассказали о традициях входа и выхода из мельницы, мы посмотрели внутреннее устройство и убранство мельницы. Потом нас пригласили в дом завозчика, крестьянскую избу с печкой и палатями. Там нас угостили своим салом и бочковой квашенной капустой.

Далее мы отправились в город мастеров. Сначала мы посетили мастерскую самогоноварения.  В ней стоит единственный в Белоруссии разрешенный самогонный аппарат! Нам показали устройство самогонного аппарата и угостили самогоном с удивительной закуской: хлеб с медом и соленым огурцом! Как же вкусно! Дети накинулись на мед, и даже не всем взрослым хватило закуски. Нас научили отличать хороший самогон от плохого,  и мы отправились дальше.

Мы заглянули в гончарную мастерскую. Прямо при нас мастер сделал горшок и наша Маша помогла сделать свистульку из глины. Так быстро  просто. Невероятные мастера!

Потом мы пошли в хлебный дом. Там нас усадили за столы и рассказали о традициях хлебопекарни, дали попробовать хлеб из печи с самодельным сыром и травяным чаем. Потом мы купили 2 буханки хлеба из печи на вечер и отправились дальше.

Далее в кузнице наш Паша ковал подкову, а в доме пчеловода Никитка смастерил свечку себе на память в виде медведя. После этого нас катали в повозке, запряженной лошадью. Мы посмотрели на свиней, кабанов, птичий двор, страусиную ферму. Дети были в восторге от такого фермерского зоопарка! Далее мы пошли за сувенирами и, перекусив, поехали дальше. Наш путь лежал в город Мир, где мы остановились на ночлег в агроферме «Замковое предместье» — совсем близко от Мирского замка. Поужинав, уже поздно вечером, мы пошли смотреть на замок. Внутри замковых стен — была сцена и наши малыши с восторгом показывали нам представление: пели, танцевали, кривлялись!

4 мая.

Понедельник. В Белоруссии в этот день ничего не работает, кроме замков, поэтому мы решили устроить день средневековых замков! Сначала мы пошли в Мирский замок. Стоит отметить, что Мирский замок был почти полностью разрушен,  и он предстал перед нами в полном великолепии только благодаря усилиям реставраторов.  Красивая архитектура, богатый фасад, нетронутые части стен, залы, подземелья, экспонаты средневековья  – все это удивляло и восхищало нас.   Экскурсовод проводила нас по залам замка.  Доброе отношение смотрителей замка к нашим детям было очень приятно. После экскурсии мы еще долго гуляли по галереям, башням и подвалам замка.

Пообедав и собрав лагерь, мы поехали в Несвиж. Там нас ждал красивый замок Радзивилов. Стоит отметить, что оба замка принадлежали одним и тем же хозяевам, но Мирский использовался реже, скорее как дача. Несвижский замок и по сей день хранит роскошные интерьеры 18 века: деревянные панели, позолота, вычурная лепнина на стенах и потолке, текстильные обои из натурального шелка, полы из разных пород дерева, изысканная мебель и предметы интерьера, оружейная комната, кукольные театры, бильярд. Мы осмотрели замок, послушали экскурсию и даже посмотрели 15 минутное театрализованное представление. Потом гуляли по красивейшему парку.

Про замки нам рассказывала Настя. Конечно, экскурсии были достаточно подробными, но Настя сумела все-таки  добавить много интересных фактов и легенд старых замков.

Вечером мы поехали в кемпинг «Дубы» — недалеко от Гродно. Это удивительное место с радушными хозяевами, которые привезли нам парного молока. Отличное место для отдыха!

5 мая.

Мы поехали в город Гродно. Про Гродно нам рассказывала Маша. Она очень хорошо подготовилась, и нам было очень интересно ее слушать. Мы посмотрели католический костел, старый и новый замки, церковь 10 века. Погода была жаркая и солнечная. Мы с удовольствием гуляли по городу, заглядывая на небольшие улочки. Этот город пропитан историей.

Интересное приключение получилось у нас: мы никак не могли сориентироваться и понять где же эта церковь, и вдруг увидели ее на другой стороне реки. Мы решили обязательно туда попасть! Но обходить было лень и пошли напрямик, по крутому спуску, через одуванчики. Наши дети норовили спуститься кубырем с горы, мы их еле удерживали. На другой стороне реки мы поднимались вверх по каменным  ступеням.

После посещения Гродно мы заехали в большой супермаркет, докупили провизию и отправились обратно в кемпинг.

По дороге мы увидели коровью ферму и решили туда заехать. Незваных гостей из Москвы встретили очень радушно. Сам директор фермы провел небольшую экскурсию по помещениям фермы. Он показал где живут коровы, где и как их доят, чем кормят. Особый восторг у нас вызвало общение с телятами, которые родились только 2-3 дня назад. Они жамкали наши ладони своими беззубыми ротиками и были очень милыми.

Вечером мы ходили на поиски бобров. Следы везде есть, а самих бобров так и не нашли. Зато вдоволь нагулялись по болотам, лесным тропам, видели змею!

Пока не стало темно, мы играли в волейбол. Матч был очень азартным! А когда стемнело – весело играли в крокодила.

6 мая. Дневка.

Весь день шел дождь. Это был единственный дождливый день в нашем путешествии и по воле рока именно он выпал на дневку.

Дети строили из луж небольшие речушки и в итоге все промокли. Хорошо еще, что условия этого великолепного кемпинга позволили нам высушить детей и одежду.

Мы ходили на рыбалку на реку Неман через шикарную дубовую рощу. Но бешенная активность детей не располагает к спокойной умиротворенной рыбалке. Зато мы видели много аистов – красивых величественных птиц.

Хозяин кемпинга свозил нас посмотреть партизанские замлянки и окопы, устроил экскурсию по природным местам ближайших деревень.

Вечером мы играли в настольные игры, жарили шашлык, пили парное молоко.

7 мая.

Утром мы собрали лагерь и поехали в сторону Беловежской пущи. Дорога была долгая. Строгое ограничение скорости на дорогах Белоруссии сильно затягивало наши переезды.

По дороге мы заехали в г. Каменец и пошли смотреть знаменитую Каменецкую башню. Этот объект был в нашей программе не обязательным, но очень нам понравился. Экскурсовод подробно рассказывала про оборону деревень в средневековье. Было много вопросов.  Башня очень хорошо сохранилась и экспозиция, внутри башни, была великолепная. Мы поднялись на самый верх и смотрели на все с высоты птичьего полета.

Потом мы поехали в деревню Белая, к месту нашей предстоящей ночевки.

Мы остановились в агроусадьбе «Польский маёнтак» совсем недалеко от границы с Польшей. На территории агроусадьбы есть музей древнего быта и музей-кузня. Радушные хозяева были нам очень рады! Встречали нас свежим хлебом, только что испеченным хозяйкой.

После сытного ужина мы ходили гулять по деревне и в леса Беловежской пущи.

8 мая.

С утра мы отправились в Беловежскую пущу. Мы взяли велосипеды напрокат, и каждый выбрал себе маршрут по длине и по интересам. Основная группа поехала в «Большое приключение» — маршрут длиной в 27 км. Весь маршрут проходил по живописным местам и достопримечательностям пущи. Везде были указатели и информационные таблички.  Мы видели 600 летний дуб, 350 летнюю сосну, нарост на дереве в виде головы зубра, сросшиеся дуб и березу, болота и леса, пострадавшие от пожара и короедов, бывшую узкокалайку, деревню, озеро. Кульминацией нашего путешествия  стало посещение усадьбы Белорусского Деда Мороза. Это было незабываемое приключение для детей!  Мы осмотрели предметы и фигуры деревянного зодчества, загадали более 100 желаний, побывали в музее зимы, получили новогодние подарки и даже лично пообщались с настоящим Дедом Морозом! Там же и пообедали вкуснейшими блинами и мороженым!

После этого маршрута мы еще катались на паровозике с детьми и смотрели вольеры с дикими животными. Конечно, особо понравились зубры, медведи, кабаны. А оленей — возможно было просто кормить из рук.

В усадьбу вернулись уже поздно вечером, уставшие, и поужинав легли спать.

9 мая.

День Победы!  Торжественный праздник! И мы решили встретить его в Бресте. Местные подсказал нам хорошее место для парковки и осмотра парада, но проехать мы туда не смогли из-за перекрытия движения. Машины оставили в районе центрального вокзала г. Бреста и пошли пешком по центральной части города.

На Парад Победы мы опоздали, но плотный поток людей подхватил нас и понес в сторону брестской крепости. Шли долго.  Люди вокруг нас были нарядные и улыбающиеся с георгиевскими ленточками и ленточками в цвета белорусского флага. Многие дети и взрослые были одеты в военную форму, другие несли дощечки с фотографиями своих славных родственников. Мы встречали много ветеранов с медалями и орденами.

В Брестской крепости мы взяли экскурсию. На площади проходил концерт песен военных лет, и экскурсоводу приходилось перекрикивать выступающих.

Потом мы посетили археологический музей и музей железнодорожной техники.

Уже во второй половине дня мы отправились в картинг. Дети и взрослые вдоволь накатались на быстрых маленьких  машинках. Погонялись друг с другом. Даже самые маленькие участники нашего путешествия смогли покататься на машинках вместе с родителями.

В перерыве, в ближайшем лесу, на живописном озере, мы приготовили обед на костре.

В 10 часам вечера мы вернулись в Брест и смотрели салют!

По дороге в усадьбу наши детки уснули, и нам осталось только аккуратно переложить их из машин в палатки.

10 мая.

Основная часть группы выдвинулась в Москву, но семеро смелых решили остаться в Белоруссии еще на один день. Дорога предстояла не легкая  и преодолеть ее за одни день представлялось трудным.

Собрав вещи и погрузив все в машину, мы отправились в сторону границы. По дороге было решено посетить некоторые знаменательные места. Первым местом остановки была усыпальница Ожешковых. Очень красивое заброшенное здание. Нам удалось забраться внутрь и полазить везде. Даже малыши были в восторге. Там же мы посмотрели памятник героям ВОВ и красивый парк.

Далее мы поехали в Кажан-городок, чтобы посмотреть на пизанскую церковь. Дело в  том, что все купола этой церкви направлены в разные стороны, т.к. произошла усадка грунта. Сама церковь была закрыта, но вот местные люди встретил нас с большим любопытством. Нам рассказали про церковь и про священника и все стали нас расспрашивать, дарили цветы. В общем мы еле уехали оттуда.

Далее наш путь лежал через Микашевичи. Там расположен крупнейший гранитный карьер. По счастливой случайности нам удалось договориться, чтобы детей покатал на настоящем БЕЛАЗе! Восторгу не было предела!  Потом мы пытались договориться с охраной, чтоб нас пропустили посмотреть на сам карьер, но нас не пустили – нужен пропуск, а начальства нет.

Но мы не привыкли отступать и, объехав пост по лесу, все же пробрались к карьеру. Карабкаться пришлось по песчаной куче и идти по песчаным отвалам, но оно того стоило!

Огромная яма, а на дне маленькие БЕЛАЗы, как игрушечные машинки. Красиво!

Наскоро приготовив обед мы двинулись дальше.

Солигорск нам пришлось проехать мимо, у нас уже не хватало времени остановиться и подробно изучить соленые терриконы. Мы только любовались ими издалека.

Стремительно начинало темнеть и мы решили остановиться на ночевку опять в Ароновой Слободе.  Нас хорошо приняли, дети прыгали на батуте и бегали, пока не угомонились. А у взрослых не было сил даже ужинать.

11 мая.

С утра мы позавтракали и поехали в путь. Заехав в торговый центр и купив белорусских продуктов в дорогу и на сувениры, мы поехали домой.  Уже в 19 часов мы были дома.

Итоги путешествия:

Все прошло замечательно. Отличная погода, теплая компания, красивая и чистая страна – отлично проведенные каникулы. Все культурные объекты осмотрены, даже больше, чем было намечено.

Что приятно удивило:

Очень много диких красивых животных, аисты почти на каждом фонарном столбе, в лесах повсеместно лисы, олени, кабаны. На реках: бобры, ласки. Много рыбы в реках. Основная часть населения занимается сельским хозяйством и очень успешно! Вообще в стране создан образ успешного и счастливого сельского жителя. В селах люди много работают, не пьют. Все делают с удовольствием, с улыбкой. Помогают друг другу — и это обычное дело. Любят свою землю – везде красота, чистота и порядок. Доброжелательны и очень гостеприимны. Мы считаем самыми гостеприимными кавказские народы – ломаем стереотипы!

Отличные дороги – одно удовольствие путешествовать на машине. Строгое соблюдение ПДД и других законов. Сильные и уверенные люди! Сильные мужчины, хозяюшки женщины – как в сказке!

Спасибо тебе Беларусь – мы обязательно вернемся!