Очерк о поездке в Абхазию. Сентябрь 2015 года.

IMG_7236Вот мы и вернулись из нашего сентябрьского путешествия. Отличное получилось
приключение! Абхазия- по истине земля обетованная. Там все на «авось», там процветает великая абхазская лень, страна души и гостеприимства. Страна солнца,
моря, гор и людей. Хранимый богом маленький рай.
Удивительно,  как  живет  эта  страна.  Например,  если в жару бросить спичку  на сухое сено, то спичка погаснет. Ну или потлеет немного трава и потухнет.  Проводка в домах старая, но пожаров нет. Фрукты сами растут, их  никто  не  сажает,  а  вот  собирать  лень. Армяне возят фрукты из Краснодарского  края  и  продают их дороже, чем в Москве. Буквально на каждом  углу  лавровое  дерево,  но на рынках туристы активно покупают лавровый  лист. Неспелые лимоны в каждом саду, свешиваются за заборы на  улицу,  но  вот  на  рынке  экзотические  лаймы за бешеные деньги предлагаются туристам. А ведь это те самые лимоны! Коровы гуляют где им вздумается, порой стадами отдыхают посреди автодороги, машины вынуждены их объезжать, хозяева ленятся их доить, держат только на мясо.

13 сентября. Прибыли в Абхазию поздно вечером! Алексей, в дом к которому мы приехали, радушно нас встретил. Очень жарко! Мы сразу пошли на море и купались до заката.

14 сентября. С самого утра встретили Лену со Светой, закупили продукты на 4-5 дней, позавтракали и пошли осматривать окрестности.  По сравнению с новогодней экспедицией, конечно, очень много людей. Мы ходили на заброшенную станцию Пцырцха, водопад и через лебединый парк к морю. Опять купались. Море теплое. Малыши в восторге: купаются и играют в камушки. Потом обедали и после обеда встретили Олесю с Даней. Вечер снова провели на море, кушали арбуз. Уже поздно вечером наконец-то дождались Лену со Светой и с Димой. Теперь мы в полном составе! Уже с завтрашнего дня начнем активную часть нашего путешествия.

15 сентября. Сегодня у нас был пещерный день! С утра мы поехали в пещеру Абрскилл, которая находится IMG_7368в Очамчырском районе. Дорога была не близкая, ехали долго. Зато пещера нас удивила. Поход получился чудесный! На входе нам выдали сапоги, и мы шли в пещере прямо по реке. Малышей, конечно, несли на руках. Видели огромное количество летучих мышей. Пещера подсвечена электрическим светом, что улучшает восприятие. В пещере мы видели сталактиты, сталагмиты и сталанаты, а так же огромную колонну. Сложно представить, сколько миллионов лет формировались эти отложения. Мы прошли 400 метров под землей! После посещения пещеры мы были под впечатлением. Дети тоже!

Далее мы решили поехать в пещеру Голова Отапа в селе Отап. Эта пещера совсем недавно открылась для туристов. Тут нам тоже дали сапоги и каски. Эта пещера оказалась совсем дикой. Освещение отсутствовало. Мы шли с налобными и ручными фонариками. Детей несли на руках.  Часть пещеры была затоплена, и мы проплыли небольшой участок на лодке. Во многих местах сделаны мостки, но с детьми было невероятно сложно идти! Протяженность пещеры 950 метров. Нам очень понравилось! Если бы мы знали заранее, что там будет так сложно, мы бы с детьми туда не пошли.

После пещер мы поехали на море, где приготовили гречку с тушенкой прямо на берегу моря. А купаться на закате, было очень приято!

В Новый Афон вернулись уже затемно. Кушали арбуз и дыню и играли в настольные игры.

IMG_745916 сентября. Жарко. С утра не могли себя заставить что-то быстро делать, устав от вчерашних приключений. Решили плотно позавтракать. После завтрака отправились к Трем котлам на машинах. Решили сделать «лайт» день перед следующими походами. Но не тут-то было!

Спустившись в каньон к Трем котлам увидели, что река почти пересохла. Даже местные жители были удивлены засухой этого лета. Зато мы смогли идти прямо по дну реки до самих котлов – больших глубоких ям с водой. Говорят, они сообщаются между собой под землей. Средний котел был самым наполненным. Вода черная, но холодная и пресная. Котел без дна. Купались и взрослые и дети.

Потом мы пошли по зеленому каньону. Чтобы выбраться из русла реки, надо было забраться по почти голой стене наверх по веревке. Я уж думала, что дальше не пойдем, но смелые мамы и малыши с улюлюканьем полезли вверх. Поистине люди с детьми сильнее, чем обычные люди! )) Старшие дети активно помогали с малышами. Было очень приятно, что у нас есть такая мощная подмога!  Каньон был очень красивый. Пройдя вперед по берегу, пришлось заново спускаться в реку (опять по веревке) и переходить на другой берег, где была красивая пещера, вымытая водой. Бывалые путешественники сравнивали этот каньон с каньоном в Индии, Индонезии и другими. Вполне может сравниться по великолепию, но более доступный. В итоге мы провели там почти 4 часа, хотя планировали не более часа. После таких впечатлений мы отправились обедать. Малыши накупались, налазились и хорошо спали днем. Вечером мы пошли на море, где кушали фрукты и играли в настольные игры. Уже перед сном, уложив детей спать, мы опять весело играли в игры и поздно легли спать.

17 сентября. Опять решили сделать «лайт» день перед предстоящим походом, но не тут-то было! С утра IMG_7498пошли в сторону дачи Сталина. На даче нам провели интересную экскурсию. Мы посидели в кабинете вождя за его столом, потрогали его кровати и сантехнику, любовались на картины.  Малыши носились по залам и шумели, потому мы поспешили выйти на улицу. На территории дачи было много интересных строений. Большие подземные ангары, закрытые от посетителей, произвели на нас большое впечатление. Эхо длилось более 10 секунд! Под дачей Сталина есть даже подземная железнодорожная станция. Но туда мы, конечно, не попали.

Сверху на горе виднелось Ласточкино гнездо – отдельное строение, где Сталин любил писать мемуары. Мы решили туда залезть! Сначала пошли по заросшей дороге, среди лиан и сосопарели. Иногда шли по каменным ступеням. Дорога вела вверх. Странные штуки встречались по пути. Наши мальчишки решили, что это какие-то датчики движения или антенны. Далее мы вышли к крутой горе. Сверху спускалась веревка. Мы полезли вверх. Малыши послушно, как обезьянки, сидели на спинах у родителей. Забираться было нелегко, но после вчерашнего Зеленого каньона и позавчерашних пещер, нас было уже ничем не испугать!

Далее тропа уходила вверх, мы шли, пока было возможно, но скоро сообразили, что поднялись сильно выше Ласточкиного гнезда. Спустившись к веревке, мы обнаружили это строение. Красивая заброшка, но добраться сверху на балкон мы не смогли, т.к. было очень опасно – отвесный спуск. Решили подобраться к чудесному месту снизу, но не тут-то было. Пришел смотритель музея, который увидел нашу компанию снизу и прогнал нас! )). На обратном пути мы еще заметили потайную калитку в бетонной стене. Будет чем заняться в следующий наш приезд!

Потом пошли в Новоафонский монастырь – главную православную реликвию Абхазии. Тут мы были много раз, но заметили, что его все реставрируют и облагораживают территорию. Приятно замечать улучшения. Далее спустились к водопаду, попили кофе на песке с вкусной ачмой.

Отдохнув, зашли в краеведческий музей. Там было не очень интересно, но мы все равно планомерно осмотрели все экспонаты. Потом поднялись к озеру и прошли до ущелья р. Псцырцха. Там расположена келья Симона  Канонита, древний грот. Мы послушали экскурсию, прогулялись вдоль красивой реки, пытались разгадать загадку реки: как она вдруг появляется из-под камней? Немного искупавшись в водопаде и набрав воду в роднике, мы вернулись домой.

Уже чрез час пошли на море: купались, играли в разные игры, собирали куриных богов.

Вечер прошел в сборах в завтрашний поход!

18 сентября. В 7 утра выехали в Бзыбское ущелье. Уже на въезде в ущелье увидели Юпшарские ворота, сложенные древними булыжникаи и поняли – приключение началось! Дорога на озеро Рица по Бзыбскому ущелью – 40 километров – узкая, местами опасная, но безумно красивая! Первым объектом посещения был водопад Девичьи слезы. В путеводителе мы прочитали  красивую легенду про этот водопад. Далее посетили Голубое озеро, про которое тоже прочитали красивую легенду. Водопад Мужские слезы проехали без остановки, зато остановились в самом узком месте ущелья для фотографирования. Во многих местах, через Бзыбь были натянуты троллеи. Некоторые из нас, с удовольствием, прокатились – «полет шмеля»!

IMG_7761И вот уже показалось о. Рица! Красота — необыкновенная! Мы перекусили. Потом катались по озеру на лодках. Вода чистейшая! Погода великолепная! Но пора в дорогу.

Примерно в 13 часов начали наше восхождение на озеро Малая Рица (1200м над у.м.). Дорога предстояла не простая. Крутой подъем в гору – 5 километров! Мы шли долго, более двух часов. Но это того стоило! Какая же красота открылась нашему взору! Великолепное, чистое, прозрачное озеро. Конечно, мы сразу побежали купаться. Вода была холодная, но очень чистая. Прозрачность до 20 метров. Живности в озере нет. Берега завалены деревьями. Малыши отдыхали в тени, а взрослые купались и лазили по берегам.

Обратно спустились быстрее. Голодные – сразу набросились на мамалыгу с соленьями, фасолью, мясом и копченым сыром. Местные ребята, которые увидели, какой компанией мы ходили на Малую Рицу – просто изумились! Приближались сумерки, и мы быстро поехали выше в горы, в  Ауатхару, где находится знаменитый источник минеральной воды. Уже затемно приехали в пансионат Ауадхара. Палатки решили ставить на территории пансионата, т.к. ночью в горах очень тяжело искать место под лагерь. Тем более, что у нас совсем не джипы!

В горах было холодно. Палатки ставили уже в темноте. Малыши быстро уснули, а взрослые еще сидели у костра, пили чай.

19 сентября. Проснулись в 6 утра. Ночью были заморозки, но рассвет в горах был великолепен! Уже в 7 утра, позавтракав и собрав палатки, выехали по дороге вверх в горы. Хочется отметить, что инертность группы, как всегда, очень высока! Дети – организуют!

Мы смогли проехать всего 4 километра и дорога кончилась. Оставив машины на поляне, пошли по тропе в горы, к озеру Мзы. Горная тропа была великолепна! Подъем был более плавным, чем вчерашний, но зато маршрут длиннее – 7 километров. Нам очень понравились альпийские луга и горные пейзажи. Пройдя 5 километров, мы увидели горную хижину. Увидев нас с маленькими детьми, пастухи пригласили нас в гости. Они в первый раз в горах видели такую странную компанию. Нас угощали жареным сыром, самодельным белым вином и чачей, а мы угощали покупным кефиром и лавашом, что вызвало у пастухов, привыкших жить натуральным хозяйством, снисходительную улыбку.

Озеро Мзы было великолепно! 2050 метров над уровнем моря! Как на картинке и даже лучше! Уже за горным перевалом начиналась Россия. Дети смогли воочию увидеть горную границу между странами. Мы искупались. Вода была очень холодная, так что вдоволь наплаваться не получилось. Озеро казалось обманчиво мелким.

На озере нас догнал пастух на лошади и с ружьем. Он долго умилялся такому количеству детишек ( 5 малышей) и потом стрелял из ружья по камням на другой стороне озера, что привело в восторг наших мальчишек.

Обратный путь был легче. Вернувшись к машинам, мы поехали к горному источнику Ауадхара. Там мы приготовили обед на газу и продолжили спуск к озеру Рица.

До заката оставалось 2 часа, и мы успели заехать на госдачу на оз. Рица. Эта дача была шикарнее, чем в Новом Афоне. Мы послушали экскурсию. Тут была облагороженная территория, красивый парк. На обратном пути полюбовались на молочный водопад, который сильно пересох из-за засушливого лета.

В Новый Афон вернулись уже затемно. Дети быстро уснули, а взрослые пили чай и обсуждали прошедший поход. Отличный получился поход! Но! Путешествие продолжается!

20 сентября. Сегодня у нас день отдыха. Но все равно в 6 утра многие уже ушли на море купаться и делать зарядку. Позавтракав, мы пошли на пляж. Купались, играли в настольные и подвижные игры, кушали арбузы. В обед вернулись. Готовили еду, болтали, малыши спали. Вечером опять пошли на море и рисовали пальчиковыми красками. К вечеру нам очень не хватало активности, и мы пошли на Иверскую гору к Анакопийской крепости. Поднимались в темноте с фонариками. Подъем был крутым, но зато виды открывались великолепные! Ночной Новый Афон и ночное Армянское ущелье.  А когда мы поднялись на Анакопию, вид был незабываемый. Помимо Афона и армянского ущелья были видны другие города в пределах 30ти километров. Да ещё и красивый месяц оставляющий блики на море. Около крепости мы видели странных и необычных животных и насекомых: цыкад, гигантских кузнечиков и сороконожек с лапками, как у косиножек, и других. Все малыши, которые пошли туда, уснули, и мы обратно несли их на руках.IMG_7843

21 сентября. Сухум — столица Абхазии. С утра погуляли в Ботаническом саду, сходили на выставку народных украшений и костюмов. Потом пошли в кафе «Нартаа»,  где очень вкусно покушали. После обеда отдыхали на море, играли с детьми. Долго ждали в СГБ для получения пропуска в Кодорское ущелье, но так и не получили желаемого. Ну, ничего, все равно мы поедем туда, хотя бы до погранпоста.

22 сентября. Рано с утра мы выехали в Кодорское ущелье. Это место давно манит нас, и вот, наконец-то, нам удалось туда попасть!  Ехали мы туда недолго. Когда мы свернули с шоссе, сразу началась плохая  дорога. Справа от дороги был обрыв, а слева высокая гора. Но судьба нам подсказала путь. Едем, едем и вдруг прям перед нами сломался большой военный грузовик, и перегородил нам путь.  Подождали немножко, а потом нас обогнали 2 уазика и съехали на маленькую дорожку вниз. Решили проверить, что за дорога. А там оказывается красивейшее ущелье. С водопадами, пещерами, красивыми лианами, и.т.д.  Нас туда привела судьба. Спасибо ей за это огромное. Но это ещё не всё, что нам уготовила нам судьба. Потом мы поехали дальше. Дорога всё хуже и хуже. Горы всё выше и выше. И мы решили остановиться на перекус. Поели макароны и познакомились с очень интересной семьёй. Они москвичи, переехали сюда жить натуральным хозяйством. И одна девочка из этой семьи решила нам показать местные IMG_8141достопримечательности. Красота неописуемая! Сначала  мы пошли купаться в горную речку, образующейся от ледников и родников. Купаться было лучше, чем в море, раз в сто. Потом мы пошли через глубокий и красивый каньон. Казалось что мы в не в Абхазии, а где-то в Канаде, США или на Аляске, короче нет слов! А потом мы пришли к Аслану. Это камень, а точнее сталагмит высотой 25 метров. Прям чувствуется, как он дышит, и как он живёт. Потом мы забралась обратно наверх. Там мы срывали и ели инжир и груши. А потом посмотрели на каньон сверху. С высоты 70 метров кружится голова. А потом, когда мы пришли обратно к их дому, нас угостили блинами, чаем, компотом,  мёдом и.т.д. А закат мы смотрели из машины по дороге обратно домой. Сны были хорошие и в мечтах!

23 сентября. В 6 утра желающие пошли купаться в море. Поре было чистым и без волн. Потом все позавтракали, собрались и пошли к паровозику. Шли по тени от деревьев и лиан. По дороге мы зашли посмотреть на святой источник. Шли и играли в контакт. Играли и даже не заметили, как пришли на место. Паровозик оказывается, покрасили. И теперь он стал красивым, но всё равно с многочисленными дырками от пуль и снарядов. Посидели и уже собрались уходить как, мы нашли механизм и лебёдку IMG_8200которая спускала камни с горы, для постройки монастыря. Нам там очень понравилось. Полазили, собрали шишек, и по изучали механизм лебётки. Обратно шли весело и задорно, опять играя в контакт. Когда пришли к машинам оказалось, что в них войти невозможно. В них было по 80 градусов. И мы сидели на травке и ждали пока они остынут. Жара была невыносимая. Поэтому после обеда, мы пошли купаться в море. Море было тёплым, даже очень. А когда мы вернулись наш хозяин дома устроил нам праздничный ужин. (конечно с нашей помощью). Ужин был замечательный. На столе было: мясо, рыба, картошка, мамалыга, и.т.д. Все наелись и легли спать.

24 и 25 сентября. Планов было много, но ужасная жара не способствует длительным физическим IMG_8341нагрузкам. Поэтому 24 сентября мы провели в Новом Афоне. Ходили на море, в парк, за сувенирами. 25-го сентября ездили в Гагру, где гуляли по парку принца Одельбургского, смотрели древнюю крепость Абаата, лазили по заброшенной станции. Пройти в горы к другим заброшкам не смогли – везде поставили заборы, ведутся ремонтные работы. Даже замок принца Одельбургского реставрируют. В ресторане Гагрипш, который привезли из архитектурной ярмарки в Вене в 1901 году, была свадьба, и мы не смогли его рассмотреть изнутри. Зато прочитали историю создания курорта Гагры, представляли великолепие курорта в начале 20 века. Во время первой мировой войны здесь было отличное место для лечения раненых: самые современные медицинские разработки. Парк старый, равно не реставрировался, но все равно можно представить себе былое великолепие.

Школьники успели съездить в Сухум в Национальный музей.

Немного статистических итогов:

1. Наше приключение в Абхазии длилось      12 полных дней, без учета дороги.
  2. Мы прошли пешком около 60      километров. Из них:

— 45 километров горных походов

— 3,5 километра пещерных спелеопоходов

— около 10 километров прогулок

3. Мы побывали в четырех пещерах.

4. Наш любимый груз (дети до 3 лет), которые ехали на мамах или папах составляли в общей сложности около 40 килограмм.

5. Мы ежедневно просыпались с петухами – в 6 утра и ходили на море делать зарядку и купаться, что оздоровило нас!

6. Общее количество съеденных бахчевых порядка 20 штук, что составляет более 200 килограмм.

Мы познакомились с новыми и людьми, получи море полезной информации! Отличное получилось путешествие!

Итого:

По общему мнению путешествие удалось! Программа была насыщена. За время экспедиции группа семейного туризма «Кайманчик» успела сходить в несколько горных походов, посетить 4 пещеры, посетить большое количество культурных и природных достопримечательностей Абхазии. Все участники оздоровились, повысили иммунитет, закалились и на практике почувствовали, что они могут пройти дальше и подняться выше, чем они думали. Все участники получили хороший опыт бивачного быта.