Ребенок зачитал… Ура? (Путь от слова к тексту) Олеся Заиченко.



Вот Ваш ребенок (или ученик) зачитал! Он прочитывает уже не только «мама», «папа», «муха», «лев»…

Он справляется даже со словом «жеребенок», правда неожиданно может застрять в слове «сосна». Что дальше? Большинство родителей и педагогов сразу предлагают ребенку простой текст. В ответ ребенок демонстрирует разнообразные негативные реакции: от невыразительного чтения без малейшего понимания смысла до отказа от чтения вообще. Конечно, есть дети, которым великолепная память, языковое чутье и богатый словарный запас позволяют легко взять эту ступень, но есть и другие. Мой опыт показывает, что соотношение этих двух групп примерно 1:5.

То есть пятерым из шести  детей  необходима помощь при переходе от чтения слов к чтению текстов. Речь пойдет далее о применении методики Зайцева, которая позволяет провести детей через этот барьер играючи (в прямом и переносном смысле).

Хочу напомнить один важный тезис: «Письмо идет всегда впереди чтения». Имеются ввиду не каракули ручкой в тетради, а процесс превращения слышимого в видимое. Например, письмо кубиками или указкой по таблице полезно для здоровья ( прямая спина, много необходимого ребенку движения и хорошее расстояние до рассматриваемых объектов) и стимулирует процесс образования новых нейронных связей в мозгу.

Итак, из того, что письмо всегда идет впереди чтения в ходе освоения ребенком грамоты, следует: если мы хотим, чтобы ребенок начал прочитывать слова, надо писать с ним много слов, если хотим, чтобы зачитал предложениями – пишем предложения.

Чем чтение слов отличается от чтения предложений?

Во-первых, в предложении слова относятся к разным частям речи, а до того ребенок имел дело только с существительными. Для ребенка слово – это название предмета, он не замечает других частей речи, как не замечает воздуха, которым дышит. (На это обратил внимание еще Шалва Амонашвили, известный педагог-новатор, занимаясь с первоклассниками). Придется «проявить», сделать заметными для ребенка прилагательные, глаголы, предлоги, союзы.

Во-вторых, в предложении слова находятся в грамматической связи, а до этого ребенок имел дело только с основной формой (именительный падеж, единственное число).

В-третьих, до сих пор ребенку предлагали одно слово и, поэтому, не возникало вопроса о том, где оно начинается и где заканчивается. А при чтении и написании предложений надо помнить о пробелах, да еще решать вопрос «Предлог или приставка? Вместе или раздельно?»

Дополнительные трудности при чтении текста вызывает и узнавание слов, которые пишутся не так, как слышатся.

А незнакомые слова?

Когда я работала только с дошкольниками, я еще могла сомневаться, нужна ли вся эта работа «переходного» периода, которая описана ниже. Опыт работы с отстающими младшекласниками убедил меня окончательно – НУЖНА! Без совершенных  навыков  чтения, без привычки уточнять смысл  новых  слов, ни задачу не  прочитать, ни рассказ, ни стихотворение не выучить «с выражением».

«Но мы же как-то выросли и выучились?» — говорят родители. Увы! Мы создали для своих детей такое окружение, в котором им очень трудно расти здоровыми и умными. Начиная от экологии и состояния здоровья будущих мам и заканчивая агрессивным  телевидением и малоподвижным образом жизни детишек. А ведь беготня во дворе здорово способствовала  созреванию мозга. Придется удвоить усилия, чтобы компенсировать детям эти потери.

Эта  статья  задумывалась как пособие для педагогов, работающих  по кубикам Зайцева, но последнее  время все чаще родители спрашивают, как они могли бы заниматься с детьми.

Как родители могут помочь  ребенку  научиться  хорошо  читать и понимать прочитанное?

Обычай читать ребенку «на ночь» замечателен со всех точек зрения. Все его плюсы трудно пересчитать. Прежде всего это внимание, которое мы уделяем ребенку, любовь, которую мы выражаем в понятной для него форме. Что именно читать – это очень важно. Выбирая определенный сюжет, мы можем помочь ребенку в решении его психологических проблем, воспитать в нем те качества, которые считаем нужными и важными.

У детей долгое время (лет до 10-11) существует «разрыв» между навыками чтения и интересами. Детям интересны такие книги, которые им трудно прочитать самим, а те, которые читать легко – они уже переросли. Чтение может и должно прерываться живым обсуждением самых разных вопросов – от смысла непонятных слов и выражений  до причин поведения героя (тут возможно проводить параллели с ситуациями  из реальной жизни).

А  еще можно играть с ребенком в игры, которые разовьют его языковое чутье и обогатят словарный запас. Много времени на это не нужно. Наоборот, эти игры скрасят долгую дорогу или ожидание в поликлинике.

Всем известна игра «в слова» (дети постарше и взрослые играют по этим же правилам «в города»): «Арбуз – зубр – рисунок – кот – топор…». Развивает фонематический слух, позволяет обсудить правило о согласной в слабой позиции (почему говорим «арбус», а пишем «арбуз»).

Хорошая слуховая память очень помогает в учебе. Для ее развития существует замечательная игра «Кузовок». Первый играющий говорит «Мы положим в кузовок все, что кончается на «ок», я положу туда носок…», следующий должен назвать все, что «положили в кузовок» до него и прибавить свое: «Я вижу в кузовке носок, я положу туда пирожок». Кто первый собьется и запутается – тот проиграл.

Во многие из описанных ниже грамматических игр с мячом, можно играть как с мячом на даче или в квартире, так и просто устно, на ходу. А в некоторые игры с кубиками Зайцева, можно играть и без кубиков, только с бумагой и карандашом. Было бы желание.

А теперь играем и продвигаемся от чтения слов к чтению текста.

Проблема первая: пишется и слышится.

Русский язык сложен и в нем часто мы произносим одно, а пишем другое. С этой особенностью надо знакомить детей с самого начала. Уже при первых подходах к таблице, водя вместе с крохой указкой по складам, проговариваем: «Говорим «матацыкал», а пишем так «мо-то-ци-к-л», слово нерусское, надо запомнить». Или: «Говорим «сава», а пишем «со-ва», потому что «сОвушка», «сОвы»». Иногда дети, усвоив, что возможен подвох, начинают «дуть на воду»: «Говорим «а-р-бу-з», а пишем «о-…»». Ничего страшного, просто продолжаем работать, объясняя, где безударная гласная (которую можно проверить), где словарное слово (которое надо запомнить), где суффикс. Не стоит углубляться, теоретические объяснения должны быть очень краткими, для детей на этом этапе важнее много самим писать, но для въедливых (исследователей!) есть грамматические таблицы Зайцева.

Когда ребенок пишет кубиками, не стоит спешить и исправлять ошибки. Пусть напишет так, как слышит, потом мы вместе выставим ударение, а теперь обсудим, почему слово надо писать иначе, почему трудно расслышать, как его писать правильно. После такой работы ребенку становится легче узнавать в тексте слова, которые пишутся не так, как звучат. Кроме того, написание разных слов и обсуждение их смысла расширяет словарный запас ребенка, все больше слов становятся ему «знакомы  в лицо».

Проблема вторая: границы слова.

«Спрятанное слово». В эту игру можно играть даже тогда, когда дети только учатся писать слова. Ребенок пишет слово кубиками, мы вместе его прочитываем, а потом я его «прячу» (включаю слово в ряд с другими складами , например,  здесь спрятано имя :« БА-мя-МА-ША-Д-ля-КУ»). Ребенок находит слово и убирает с полки все лишние кубики.

«Склеенные слова»: дети пишут кубиками несколько (3-6) слов. Я прошу их отвернуться от полки и сдвигаю слова без пробелов («ле-В-ЖИ-РА-Ф-пе-ТУ-Х»). «Какой ужас! Все склеилось! Кто сможет навести порядок?» Вооружившись линейками-«ножами», дети наводят порядок. Не сразу это получается, бывает, появляются загадочные звери «ле-В-ЖИ», «РА-Ф-пе» и «ТУ-Х». И это хорошо, смешные ситуации приятно и легко вспоминать, поэтому учиться надо смеясь!

«Разрезалки». У этой игры сразу две полезные функции. Во-первых, понятие «границ слова» выступает очень наглядно, во-вторых, дети тренируют точные движения рук. К сожалению, часто встречаются интеллектуально развитые дети с «ручками-крючками» — ни шнурок завязать, ни пуговицу застегнуть.

Для этой игры заготавливаются листы со словами, написанными без пробелов (от простых «совакотлиса» до более сложных «ноябрьромбпонедельникмай»). Дети прочитывают слова и вырезают их ножницами. После того как все слова вырезаны, можно дать и логическое задание: разложить слова по группам и дать каждой группе название («птицы», «звери», «дни недели» и т.п.)

Проблема третья: грамматическая структура речи.

Осваивать грамматическую структуру языка начинаем с первых же занятий. К играм разминкам с мячом («Съедобное — несъедобное», «Летает – не летает», «Скажи наоборот») скоро присоединяются и такие игры:

Учитель: «Из яблок сок какой получится?» (бросает мяч)

Ученик (возвращает мяч): «Яблочный!».

Такие игры обращают внимание детей на то, как изменяются слова, как образуются новые.

Перебрасываясь мячом в ходе словарной игры, дети тренируют координацию движений, стимулируют мозговую активность, лучше сосредотачиваются.

Вот возможные игры с мячом (можно придумать и другие):

« Один и много»: « Медведь – медведи, нос – носы, ухо — …». Если ребенку трудно назвать слово во множественном числе, может помочь включение слова в предложение: «В лесу живут … медведи», «У нас у всех есть … носы».

«Сок и варенье»: « Из клубники какое варенье получится? – Клубничное!»

«Уши и хвосты»: «У лисы хвост какой? – Лисий!» «У зайца уши какие? – Заячьи!»

«Дети и родители»: «У кошки есть ребенок, зовется он… котенок!» «А цыпленок чей ребенок? – Курицы и петуха!»

«Что из чего сделано»: «Если корона из золота, то она… золотая!»

«Он – она – оно» (по сути дела дети, играя, определяют род существительного): « Корова – она, дом – он, окно – оно!» Учитель называет слово, а ребенок указывает – это «он», «она» или «оно». Когда эта игра освоена, можно дать игру посложнее: «Придумай такое слово, чтобы это было «оно»…» и напиши его кубиками.

«Какой? – Какая? – Какие?». « Я назову существо или вещь, а вы придумайте, какая она. Вот конь какой может быть?» Эта игра активизирует запас прилагательных. Дети начинают понимать, что книга может быть не только «красной», «зеленой» (обычно сначала идут в ход все цвета радуги), но и тонкой, толстой, новой, старой, древней, скучной, интересной, трудной, детской, взрослой, научной и т.п.

Такая  же  игра  есть  и  для  глаголов: « Я назову существо, а вы придумайте, что оно может  делать. Мышь … бежит, дышит, крадется, ест, спит, шуршит, танцует (есть ведь танцующие японские мышки)».

А  еще бывает  сравнительная степень: « Этот богат, а тот еще … богаче, этот  храбрый, а тот еще … храбрее, этот хороший, а тот еще… нет, не хорошЕе, а лучше!».

Не забывайте только бросать и ловить мяч!

Теперь  дети  готовы  писать предложения (еще не читать, а только писать!). Одному ребенку  поручено придумать и сложить из кубиков такое слово, чтобы отвечало на вопрос «Кто?» или «Что?», другому – «Какой? Какая? Какое?», третьему – «Что делает?».

Слова свои они складывают, заслоняя от других игроков листком бумаги (помните такую игру – «Ерунда»? Там на листке каждый пишет слово и листок заворачивает, чтобы другой игрок не увидал, а потом  все читают  и смеются). И вот готова «нескладушка»: «Рыба голодный  спит». Но хорошо ли звучит «рыба голодный»? Нет, ведь «рыба» — она, она голоднАЯ! Исправляем.  Вот «Рыба голодная спит» — это понятно, бедная рыба, не нашла себе еды и уснула так. Обязательно скажем, что начинается предложение с большой буквы – поставим белый кубик нужной гранью, а заканчивается точкой (еще один белый кубик).

Пока  дети  учатся  писать  предложения, они могут совершенствовать свое  умение читать  слова. Только надо, что бы им это было интересно. Не просто так читать, а сортировать и подбирать пары. У меня для этого заготовлено множество конвертов-лото. Самые простые — «Прочитай и разложи на две кучки – съедобное и несъедобное», посложнее — «Собери пары  противоположностей» и  самые сложные, где к   названию  профессии надо подобрать карточку с описанием работы. «Ветеринар» — «лечит зверей».

Пришло  время  маленьких, но очень нужных слов – предлогов.

Дети  уже  готовы  прочесть простое  предложение и мы  его пишем. А пишем так: кубики раздаются всем  детям поровну и я прошу принести  мне определенный кубик. Несет тот, кто первый в своих кубиках нужное нашел. Из принесенных кубиков  я складываю  предложение  без пробелов между словами. Дети пытаются прочесть, но правильно ли это написано? Кто наведет порядок? «Кошкаспитнаковре» — это что такое? Это о чем? Ах, «Кошка спит  наковре». Кошка спит где? А что такое «наковер»? «На ковре»! Понятно! А может она спать «на подушке»? Или «на диване»? А «на красном (новом, пушистом) ковре»? Школьное правило «между предлогом и словом можно вставить другое слово» с кубиками становится  ОЧЕНЬ  наглядным. Просто берем и вставляем.

А в другой раз можно подсунуть детям предложение  без предлогов. «Федя сидит диване».

Пусть догадаются, что не так. Пусть сами вставят то, чего не хватает.

Теперь и читать предложения наверняка получится. Следующая игра позволяет убедиться, что дети точно понимают прочитанное. Читать они будут записки с заданиями, а задания выполнять. Например, «Залезть под стул и хрюкнуть три раза». А если группа немаленькая, то можно сыграть в «Испорченный телефон». Первый в цепочке читает записку тихо, пересказывает второму, а выполняет – последний.

Короткие  тексты, которые дети начинают читать, очень важно разыгрывать в лицах и обсуждать.

Желаю вам хорошо повеселиться и достичь успехов в чтении! Одно с другим неразрывно связано

слова к тексту)

Олеся Заиченко.

Вот Ваш ребенок (или ученик) зачитал! Он прочитывает уже не только «мама», «папа», «муха», «лев»… Он справляется даже со словом «жеребенок», правда неожиданно может застрять в слове «сосна». Что дальше? Большинство родителей и педагогов сразу предлагают ребенку простой текст. В ответ ребенок демонстрирует разнообразные негативные реакции: от невыразительного чтения без малейшего понимания смысла до отказа от чтения вообще. Конечно, есть дети, которым великолепная память, языковое чутье и богатый словарный запас позволяют легко взять эту ступень, но есть и другие. Мой опыт показывает, что соотношение этих двух групп примерно 1:5.

То есть пятерым из шести  детей  необходима помощь при переходе от чтения слов к чтению текстов. Речь пойдет далее о применении методики Зайцева, которая позволяет провести детей через этот барьер играючи (в прямом и переносном смысле).

Хочу напомнить один важный тезис: «Письмо идет всегда впереди чтения». Имеются ввиду не каракули ручкой в тетради, а процесс превращения слышимого в видимое. Например, письмо кубиками или указкой по таблице полезно для здоровья ( прямая спина, много необходимого ребенку движения и хорошее расстояние до рассматриваемых объектов) и стимулирует процесс образования новых нейронных связей в мозгу.

Итак, из того, что письмо всегда идет впереди чтения в ходе освоения ребенком грамоты, следует: если мы хотим, чтобы ребенок начал прочитывать слова, надо писать с ним много слов, если хотим, чтобы зачитал предложениями – пишем предложения.

Чем чтение слов отличается от чтения предложений?

Во-первых, в предложении слова относятся к разным частям речи, а до того ребенок имел дело только с существительными. Для ребенка слово – это название предмета, он не замечает других частей речи, как не замечает воздуха, которым дышит. (На это обратил внимание еще Шалва Амонашвили, известный педагог-новатор, занимаясь с первоклассниками). Придется «проявить», сделать заметными для ребенка прилагательные, глаголы, предлоги, союзы.

Во-вторых, в предложении слова находятся в грамматической связи, а до этого ребенок имел дело только с основной формой (именительный падеж, единственное число).

В-третьих, до сих пор ребенку предлагали одно слово и, поэтому, не возникало вопроса о том, где оно начинается и где заканчивается. А при чтении и написании предложений надо помнить о пробелах, да еще решать вопрос «Предлог или приставка? Вместе или раздельно?»

Дополнительные трудности при чтении текста вызывает и узнавание слов, которые пишутся не так, как слышатся.

А незнакомые слова?

Когда я работала только с дошкольниками, я еще могла сомневаться, нужна ли вся эта работа «переходного» периода, которая описана ниже. Опыт работы с отстающими младшекласниками убедил меня окончательно – НУЖНА! Без совершенных  навыков  чтения, без привычки уточнять смысл  новых  слов, ни задачу не  прочитать, ни рассказ, ни стихотворение не выучить «с выражением».

«Но мы же как-то выросли и выучились?» — говорят родители. Увы! Мы создали для своих детей такое окружение, в котором им очень трудно расти здоровыми и умными. Начиная от экологии и состояния здоровья будущих мам и заканчивая агрессивным  телевидением и малоподвижным образом жизни детишек. А ведь беготня во дворе здорово способствовала  созреванию мозга. Придется удвоить усилия, чтобы компенсировать детям эти потери.

Эта  статья  задумывалась как пособие для педагогов, работающих  по кубикам Зайцева, но последнее  время все чаще родители спрашивают, как они могли бы заниматься с детьми.

Как родители могут помочь  ребенку  научиться  хорошо  читать и понимать прочитанное?

Обычай читать ребенку «на ночь» замечателен со всех точек зрения. Все его плюсы трудно пересчитать. Прежде всего это внимание, которое мы уделяем ребенку, любовь, которую мы выражаем в понятной для него форме. Что именно читать – это очень важно. Выбирая определенный сюжет, мы можем помочь ребенку в решении его психологических проблем, воспитать в нем те качества, которые считаем нужными и важными.

У детей долгое время (лет до 10-11) существует «разрыв» между навыками чтения и интересами. Детям интересны такие книги, которые им трудно прочитать самим, а те, которые читать легко – они уже переросли. Чтение может и должно прерываться живым обсуждением самых разных вопросов – от смысла непонятных слов и выражений  до причин поведения героя (тут возможно проводить параллели с ситуациями  из реальной жизни).

А  еще можно играть с ребенком в игры, которые разовьют его языковое чутье и обогатят словарный запас. Много времени на это не нужно. Наоборот, эти игры скрасят долгую дорогу или ожидание в поликлинике.

Всем известна игра «в слова» (дети постарше и взрослые играют по этим же правилам «в города»): «Арбуз – зубр – рисунок – кот – топор…». Развивает фонематический слух, позволяет обсудить правило о согласной в слабой позиции (почему говорим «арбус», а пишем «арбуз»).

Хорошая слуховая память очень помогает в учебе. Для ее развития существует замечательная игра «Кузовок». Первый играющий говорит «Мы положим в кузовок все, что кончается на «ок», я положу туда носок…», следующий должен назвать все, что «положили в кузовок» до него и прибавить свое: «Я вижу в кузовке носок, я положу туда пирожок». Кто первый собьется и запутается – тот проиграл.

Во многие из описанных ниже грамматических игр с мячом, можно играть как с мячом на даче или в квартире, так и просто устно, на ходу. А в некоторые игры с кубиками Зайцева, можно играть и без кубиков, только с бумагой и карандашом. Было бы желание.

А теперь играем и продвигаемся от чтения слов к чтению текста.

Проблема первая: пишется и слышится.

Русский язык сложен и в нем часто мы произносим одно, а пишем другое. С этой особенностью надо знакомить детей с самого начала. Уже при первых подходах к таблице, водя вместе с крохой указкой по складам, проговариваем: «Говорим «матацыкал», а пишем так «мо-то-ци-к-л», слово нерусское, надо запомнить». Или: «Говорим «сава», а пишем «со-ва», потому что «сОвушка», «сОвы»». Иногда дети, усвоив, что возможен подвох, начинают «дуть на воду»: «Говорим «а-р-бу-з», а пишем «о-…»». Ничего страшного, просто продолжаем работать, объясняя, где безударная гласная (которую можно проверить), где словарное слово (которое надо запомнить), где суффикс. Не стоит углубляться, теоретические объяснения должны быть очень краткими, для детей на этом этапе важнее много самим писать, но для въедливых (исследователей!) есть грамматические таблицы Зайцева.

Когда ребенок пишет кубиками, не стоит спешить и исправлять ошибки. Пусть напишет так, как слышит, потом мы вместе выставим ударение, а теперь обсудим, почему слово надо писать иначе, почему трудно расслышать, как его писать правильно. После такой работы ребенку становится легче узнавать в тексте слова, которые пишутся не так, как звучат. Кроме того, написание разных слов и обсуждение их смысла расширяет словарный запас ребенка, все больше слов становятся ему «знакомы  в лицо».

Проблема вторая: границы слова.

«Спрятанное слово». В эту игру можно играть даже тогда, когда дети только учатся писать слова. Ребенок пишет слово кубиками, мы вместе его прочитываем, а потом я его «прячу» (включаю слово в ряд с другими складами , например,  здесь спрятано имя :« БА-мя-МА-ША-Д-ля-КУ»). Ребенок находит слово и убирает с полки все лишние кубики.

«Склеенные слова»: дети пишут кубиками несколько (3-6) слов. Я прошу их отвернуться от полки и сдвигаю слова без пробелов («ле-В-ЖИ-РА-Ф-пе-ТУ-Х»). «Какой ужас! Все склеилось! Кто сможет навести порядок?» Вооружившись линейками-«ножами», дети наводят порядок. Не сразу это получается, бывает, появляются загадочные звери «ле-В-ЖИ», «РА-Ф-пе» и «ТУ-Х». И это хорошо, смешные ситуации приятно и легко вспоминать, поэтому учиться надо смеясь!

«Разрезалки». У этой игры сразу две полезные функции. Во-первых, понятие «границ слова» выступает очень наглядно, во-вторых, дети тренируют точные движения рук. К сожалению, часто встречаются интеллектуально развитые дети с «ручками-крючками» — ни шнурок завязать, ни пуговицу застегнуть.

Для этой игры заготавливаются листы со словами, написанными без пробелов (от простых «совакотлиса» до более сложных «ноябрьромбпонедельникмай»). Дети прочитывают слова и вырезают их ножницами. После того как все слова вырезаны, можно дать и логическое задание: разложить слова по группам и дать каждой группе название («птицы», «звери», «дни недели» и т.п.)

Проблема третья: грамматическая структура речи.

Осваивать грамматическую структуру языка начинаем с первых же занятий. К играм разминкам с мячом («Съедобное — несъедобное», «Летает – не летает», «Скажи наоборот») скоро присоединяются и такие игры:

Учитель: «Из яблок сок какой получится?» (бросает мяч)

Ученик (возвращает мяч): «Яблочный!».

Такие игры обращают внимание детей на то, как изменяются слова, как образуются новые.

Перебрасываясь мячом в ходе словарной игры, дети тренируют координацию движений, стимулируют мозговую активность, лучше сосредотачиваются.

Вот возможные игры с мячом (можно придумать и другие):

« Один и много»: « Медведь – медведи, нос – носы, ухо — …». Если ребенку трудно назвать слово во множественном числе, может помочь включение слова в предложение: «В лесу живут … медведи», «У нас у всех есть … носы».

«Сок и варенье»: « Из клубники какое варенье получится? – Клубничное!»

«Уши и хвосты»: «У лисы хвост какой? – Лисий!» «У зайца уши какие? – Заячьи!»

«Дети и родители»: «У кошки есть ребенок, зовется он… котенок!» «А цыпленок чей ребенок? – Курицы и петуха!»

«Что из чего сделано»: «Если корона из золота, то она… золотая!»

«Он – она – оно» (по сути дела дети, играя, определяют род существительного): « Корова – она, дом – он, окно – оно!» Учитель называет слово, а ребенок указывает – это «он», «она» или «оно». Когда эта игра освоена, можно дать игру посложнее: «Придумай такое слово, чтобы это было «оно»…» и напиши его кубиками.

«Какой? – Какая? – Какие?». « Я назову существо или вещь, а вы придумайте, какая она. Вот конь какой может быть?» Эта игра активизирует запас прилагательных. Дети начинают понимать, что книга может быть не только «красной», «зеленой» (обычно сначала идут в ход все цвета радуги), но и тонкой, толстой, новой, старой, древней, скучной, интересной, трудной, детской, взрослой, научной и т.п.

Такая  же  игра  есть  и  для  глаголов: « Я назову существо, а вы придумайте, что оно может  делать. Мышь … бежит, дышит, крадется, ест, спит, шуршит, танцует (есть ведь танцующие японские мышки)».

А  еще бывает  сравнительная степень: « Этот богат, а тот еще … богаче, этот  храбрый, а тот еще … храбрее, этот хороший, а тот еще… нет, не хорошЕе, а лучше!».

Не забывайте только бросать и ловить мяч!

Теперь  дети  готовы  писать предложения (еще не читать, а только писать!). Одному ребенку  поручено придумать и сложить из кубиков такое слово, чтобы отвечало на вопрос «Кто?» или «Что?», другому – «Какой? Какая? Какое?», третьему – «Что делает?».

Слова свои они складывают, заслоняя от других игроков листком бумаги (помните такую игру – «Ерунда»? Там на листке каждый пишет слово и листок заворачивает, чтобы другой игрок не увидал, а потом  все читают  и смеются). И вот готова «нескладушка»: «Рыба голодный  спит». Но хорошо ли звучит «рыба голодный»? Нет, ведь «рыба» — она, она голоднАЯ! Исправляем.  Вот «Рыба голодная спит» — это понятно, бедная рыба, не нашла себе еды и уснула так. Обязательно скажем, что начинается предложение с большой буквы – поставим белый кубик нужной гранью, а заканчивается точкой (еще один белый кубик).

Пока  дети  учатся  писать  предложения, они могут совершенствовать свое  умение читать  слова. Только надо, что бы им это было интересно. Не просто так читать, а сортировать и подбирать пары. У меня для этого заготовлено множество конвертов-лото. Самые простые — «Прочитай и разложи на две кучки – съедобное и несъедобное», посложнее — «Собери пары  противоположностей» и  самые сложные, где к   названию  профессии надо подобрать карточку с описанием работы. «Ветеринар» — «лечит зверей».

Пришло  время  маленьких, но очень нужных слов – предлогов.

Дети  уже  готовы  прочесть простое  предложение и мы  его пишем. А пишем так: кубики раздаются всем  детям поровну и я прошу принести  мне определенный кубик. Несет тот, кто первый в своих кубиках нужное нашел. Из принесенных кубиков  я складываю  предложение  без пробелов между словами. Дети пытаются прочесть, но правильно ли это написано? Кто наведет порядок? «Кошкаспитнаковре» — это что такое? Это о чем? Ах, «Кошка спит  наковре». Кошка спит где? А что такое «наковер»? «На ковре»! Понятно! А может она спать «на подушке»? Или «на диване»? А «на красном (новом, пушистом) ковре»? Школьное правило «между предлогом и словом можно вставить другое слово» с кубиками становится  ОЧЕНЬ  наглядным. Просто берем и вставляем.

А в другой раз можно подсунуть детям предложение  без предлогов. «Федя сидит диване».

Пусть догадаются, что не так. Пусть сами вставят то, чего не хватает.

Теперь и читать предложения наверняка получится. Следующая игра позволяет убедиться, что дети точно понимают прочитанное. Читать они будут записки с заданиями, а задания выполнять. Например, «Залезть под стул и хрюкнуть три раза». А если группа немаленькая, то можно сыграть в «Испорченный телефон». Первый в цепочке читает записку тихо, пересказывает второму, а выполняет – последний.

Короткие  тексты, которые дети начинают читать, очень важно разыгрывать в лицах и обсуждать.

Желаю вам хорошо повеселиться и достичь успехов в чтении! Одно с другим неразрывно связано



Добавить комментарий