Новогодняя поездка «Кайманчика» в Грузию.

Грузия… Страна гостеприимства, любви, древних храмов, величественной природы; страна снегов и пустынь… «Ты уже никогда не будешь прежней….» — сказала мне Русико, встретив нас в аэропорту…Каникулы Кайманчиков в Грузии проходили с 29 декабря по 13 января — 15 дней иной жизни, иного времени, иного века, иного восприятия мира. Наша группа состояла из 53 человек в возрасте от 1 года до 69 лет. Все время нашу группу сопровождала самый лучший и душевный гид по Грузии — Rusudan Japaridze Русудан Джапаридзе. Она не просто историк, этнограф, коренная грузинка, но и настоящий ценитель и знаток традиций Грузии. Мы путешествовали преимущественно на комфортабельном автобусе с невероятным водителем Олегом! Ему отдельное спасибо! Таких виртуозов вождения надо еще поискать!
Мы объездили всю Грузию, исключая побережье и Сванетию.
Наше путешествие началось в Тбилиси и окрестностях. С 30 декабря до 3 января мы изучали старый город с его историей, катались на канатке, посетили банный квартал, могилу Грибоедова в церкви святого Давида, поднялись к статуе «Мать-Грузия», посетили крепость Нарикала, прошлись по стеклянному мосту Мира и парку Рике, посетили собор Метехи около памятника Горгасали. Ездили в Мцхету, посетили собор Светицховелли, совершили восхождение в монастырь Джвари, увидели слияние Арагви и Куры, гуляли по старому городу. 2 января мы ездили в горы на горнолыжный курорт Гудаури, где поднялись на высоту более 2500 метров. Великолепные виды! А еще много гуляли и отметили Новый год в замечательной семейной гостинице «Виктория» в центре Тбилиси.
А какие невероятно вкусные обеды и ужины были у нас в национальном ресторане «11 кружек»! Мы перепробовали все блюда грузинской кухни!
С 3 по 6 января мы провели в Кахетии, где жили в гостинице в городе Телави. Наше путешествие в Кахетию началось с поездки в Гареджу – это настоящая пустыня. Из снега и гор попасть в песчаную пустыню было поистине чудесно! В большом походе на гору Удабно к монастырю и лавре Святого Давида Гареждинского нас сопровождал гид — Звиад, который живет при монастыре постоянно и выбрал отшельническую духовную жизнь для себя. Звиад был невероятно очарован нашей группой, с таким обилием разновозрастных детей, которые сами прошли весь путь и свободно лазили по пещерам и камням. А восхождение было не простым! Мы были на самой границе с Азербайджаном. Даже наши навигаторы показывали, что мы пересекли границу. Кельи на вершине горы украшены фресками XII века, которые мокнут под дождем и разрушаются. Возможно уже через несколько лет никто не сможет увидеть вживую эту красоту… На обратном пути нас накрыло туманом и спускались в горы мы уже в облаке.
Кахетия – это восточная Грузия. Здесь простирается бескрайняя Алазанская долина. Тут мы поселили монастырь Икалто, на территории которого сохранились остатки академии, где учился Шато Руставели, Алаверди: кафедральный храм Кахетинского царства и монастырь. Были в Греми – столице кахетинского царства – крепость, храм ангелов и башня с «царским туалетом». В Телави у крепости Ираклия Второго растет дерево – платан, которому 900 лет! Мы даже поводили вокруг него хоровод! Еще мы ездили в женский Бодбийский монастырь, где похоронена Святая Нино, гуляли у озера святого Ильи. Изюминкой поездки в Кахетию стал город любви Сигнаги. Тут расположен знаменитый музей художника-самоучки Нико Пиросмани. Вся группа Кайманчиков была невероятно очарована историей жизни Нико – историей его любви. Я и не знала, что песня «Миллион алых роз», которую пела Алла Пугачева, основана на реальных событиях….
Отличительная особенность Кахетии – это крепкое вино, жирная обильная пища, трудолюбивые фермеры, которые разговаривают со своими виноградниками.
На Рождество мы поехали на горнолыжный курорт Бакуриани. Тут и снег, и горы. На подъемниках поднялись до 2700 метров! А жили мы в великолепной гостинице «Новый Дидвели» у гостеприимной хозяйки Маико. А какой банкет нам накрыли! Почти до утра мы пели песни под гитару при свечах, отмечая каждый час Рождество в разных часовых поясах. В Грузии, по желанию патриарха, принято ставить свечи на окна в Рождественскую ночь по православной традиции. Мы следили, чтоб свечи у нас не гасли и ждали Марию…Из Бакуриани мы спустились в Боржоми. Кто-то на автобусе, а кто-то на «кукушке» по красивому горному ущелью. В Боржоми мы посетили исторический парк, источники, первый разливной завод, Фирюзе – дворец, построенный ханом Мирза Ризе своей жене. Очень впечатлил памятник Прометею у водопада в парке.
С 8 по 11 января мы гостили в Западной Грузии. Мы жили в гостинице в самом центре Кутаиси.
В Западной Грузии у нас была не менее насыщенная программа. Имеретия: белый пеший мост, бульвар, фонтан Колхиды, Пантэон – Мцване Квавила, храм Баграти XI века, Монастырь и академия Гелати, основанный Давидом Строителем в XII веке, пещера Сатаплия со следами древних динозавров и парк, стеклянный мост над ущельем. Мегрелия: Мартвили монастырь, пешая прогулка по каньону к водопаду Бальди. В Салхино посетили летнюю резиденцию князей Дидиани и винный дом с дегустацией.
А еще великолепным было настоящее мегрельское застолье! Так вкусно! Мы даже забрали с собой часть того, что не доели. А еще сколько всего осталось… Забегая вперед хочу сказать, что многие из нас вернулись из Грузии с лишними килограммами на животе и боках).
В дороге мы заезжали в село Шроша, где закупились гончарными изделиями, а в Сурами пробовали национальный сладкий хлеб.
Особенностью нашей поездки в Грузию было то, что для каждого Грузия была своим приключением. У нас оставалось довольно много свободного времени от основной программы (по крайней мере вечером и ночью), когда можно было отдохнуть в гостинице, сходить на базар или искать приключений самостоятельно. Я не буду рассказывать обо всех мини-приключениях, пусть это останется за кадром. Но вот об одном случае я хочу рассказать. Один из дней был очень дождливым и многие Кайманчики предпочли отдыхать в гостинице, съездить в курорт Цхалтубо в бани на массаж и грязи, особо отчаянные отправились в каньон Окаце к водопаду Кинчха. Но я, Миша и Марианна отправились гулять по Кутаиси. Мы пробрались на берег реки через странные проходы между домами, посетили храм и парк. Окончательно вымокнув под дождем, мы решили купить вина. И тут началось удивительное приключение. В магазине мы познакомились с грузином, случайным покупателем. Мы предложили выпить с нами вина, Элгуджа говорил долгий тост, как и положено в Грузии, а потом пригласил нас к себе домой. Представляете? Случайный прохожий! По дороге он позвонил жене, которая болела зубом, и сказал, что ведет гостей. Великолепная Ирина быстро собрала на стол. Нас принимали как настоящих гостей от Бога. Я, конечно, не раз слышала, что грузины считают, что гость в доме – Бог в доме, но вот почувствовать все это на себе! Великолепная теплая многодетная семья кормили и поили нас, задарили подарками, высушили всю нашу одежду и еле отпустили обратно в гостиницу. Было очень интересно посмотреть дом и быт грузин изнутри. Попробовать блюда не из ресторана, а семейные, повседневные. Поговорить обо всем с коренными жителями, узнать, как и чем они живут.
На 12 и 13 января мы опять вернулись в Тбилиси. Гуляли по уже знакомому городу, закупали сувениры, посетили караван-сарай. Русико провела нам замечательную пешую экскурсию по немецкому кварталу. Не оставили без внимания и знаменитые Тбилисские бани.
Поездка Кайманчиков в Грузию была мега насыщенной! А сколько было дегустаций! Многие из нас научились «слышать» вино, разбираться в сортах.
Но вся Грузия была бы для нас не такой колоритной без нашей невероятной Русико! Она может решить любую проблему на территории ее страны и наша группа доставила ей немало хлопот. Мы часто куда-то перемещались, группа делилась и воссоединялась, часто мы разбегались в разные стороны по своим интересам и Русико все это успешно «рулила». Но вот найти потерявшийся паспорт на другом конце страны и получить его с доставкой в Тбилиси бесплатно – это просто высший пилотаж! Русико опекала и оберегала нас всех как мама. Часто кто-то решал сделать себе самостоятельную программу и Русико умудрялась подогнать по времени так, чтоб воссоединить группу вместе, привязав это еще и к питанию.
А какие были застолья! В любой прием пищи мы не могли съесть и половины того, что нам предлагали!
Друзья! Если Вы хотите посетить Грузию обращайтесь к самому лучшему гиду в мире – Rusudan Japaridze! Такую Грузию, в которую хочется возвращаться вновь и вновь может показать только она! И мы вернемся… Кто с нами?

Благодарю за клип Герман Гласко.