Насколько серьезно увлечение вашего ребенка?


Сегодня я хотела бы поднять вопрос дополнительного образования, т.к. именно оно часто считается основным у семейников. Родители стараются реагировать на запрос ребенка в выборе кружков, секций. Часто получается так, что ребенок занимается в 3-5 секциях, у него почти нет свободного времени. А есть мнение, что развитие человека всегда происходит в состоянии покоя. Скука двигает человека на действия, обучение, открытия.
Важно ли дать почувствовать ребенку, что ему действительно интересно? Или необходимо чутко и неотложно реагировать на любой мимолетный запрос ребенка?
Очень часто бывает, что ребенок грамотно формулирует запрос на определенную деятельность. Но всегда ли его запрос вызван его желанием совершенствоваться в определенном направлении?
А еще бывает, что мама сама решает, куда вести ребенка, т.к. это «хороший педагог», «туда ходят друзья и хвалят», «это полезно каждому» и по другим причинам. Некоторые мамы считают, что ребенку надо дать попробовать максимально много видов деятельности, чтобы он мог определиться и выбрать. Но все попробовать невозможно! Ребенок выберет не всегда то, что ему действительно нужно, а то, куда ходят друзья или то, что нравится маме.
Что нравится маме…?
Это основной вопрос дополнительного, да и общего образования, на мой взгляд.
Дети «зеркалят» родителей, очевидно, и чувствуют одобрение и гордость, которую испытывают мамы, при успехах ребенка. Даже мимолетные фразы, брошенные мамой о занятиях ребенка, отлично улавливаются им. Очень часто получается, что главной целью ребенка становится достижение той самой успешности, которую так ждет мама. И не важно в каком деле. Просто нравится быть любимым. Быть любимым! Это главная цель любого человека! И именно это часто толкает ребенка на «подвиги» в деятельности, которая по настоящему ребенку не по душе. Особенно в случаях, когда для ребенка это единственный способ почувствовать себя любимым, когда ребенок не чувствует безусловной любви за постоянной гонкой и стремлением получить награды и все успеть. А безусловная любовь – это корень семейных близких отношений между родными людьми. Право на любовь не надо заслуживать. Тебя любят любым, и ты свободен выбирать деятельность. Ошибаться и спотыкаться. Ты не должен никому соответствовать и ни на кого равняться. Ты безусловно любим в любом случае и при любых успехах или неудачах!
Индивидуальное развитие ребенка, это всегда личный путь.
Дети не всегда в состоянии оценить реальную потребность в обучении или занятии определенным делом. И на мой взгляд, мы, как родители, должны постараться открыть то, что природосообразно именно нашему маленькому человеку, а не гнаться за модой и на бояться что-то пропустить.
В этой погоне мы не замечаем, что показываем ребенку модель жизни, когда постоянное одобрение со стороны становится основной целью в жизни. Когда необходимость постоянно куда-то бежать становится нормальным положением вещей. Бег и одобрение – такая модель.
А может есть одно дело, которое действительно «захватит» человека, и он будет идти к своей цели? Всегда ли так? Или бывают дети универсалы?
Я уже писала об «инструментах» и «ресурсах», которые, как я считаю, должны быть ответом на запрос ребенка. Что я имею ввиду? Когда человек говорит Вам, что хочет заниматься какой-то деятельностью, может быть не стоит бежать записывать его в подходящую секцию? Это не только может отбить желание (например, не понравится коллектив или педагог и сложится ассоциация, что и дело не нравится), но и никак не повлияет на саморазвитие и веру в свои силы. Может быть стоит попробовать ему самостоятельно попробовать заняться этим делом? Для этого необходимо только обеспечить ребенка инструментами и ресурсами. Хочешь рисовать? — краски, кисти, ютуб урок, репродукции для вдохновения. Хочешь танцевать? – очистим комнату от мебели, включим видео танцоров и пробуй! Хочешь заниматься физикой? – книга «Занимательная физика», набор опытов. И так далее. А вот если ребенок начал САМ рисовать, танцевать, учить движения УШУ, музицировать, разбирая ноты, фотографировать и обрабатывать фото, программировать на простых программах, и занимаясь этом самостоятельно и мотивированно, сталкивается с трудностями в освоении более сложных приемов, вот тогда уже вести в секцию, кружок, к педагогу. Это действительно будет выбор ребенка.
Так же есть очевидные «маячки» для родителя: ребенок пританцовывает, услышав любую музыку; замечает формы облаков и ассоциирует их с животными; постоянно интересуется как что устроено и так далее. Это так интересно, наблюдать за детьми и следовать их желанием и интересам, даже если они напрямую не заявляют, чего хотят.

Добавить комментарий